top.mail.ru

Чему не учат в школе?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним: «А чему же нас учат в школе?» Довольно простой вопрос. Однако, при ближайшем рассмотрении, всё выглядит несколько сложнее.

С одной стороны — нас учат писать, читать, считать, правильно говорить, отвечать на всевозможные вопросы учителей, заучивать тексты и отдельные слова. Приучают к дисциплине, заставляют ставить интересы коллектива выше личных, собственных интересов. Приобщают к общественно-полезному труду (на примере уборки класса, школьной территории или мытья парт). Даже что-то полезное преподают на уроках труда — как сделать табуретку (для мальчиков) или приготовить салат (для девочек).

С другой стороны, нас не учат самому главному в этой жизни — как быть хорошим человеком, личностью? Нет такого предмета. И нет учителей, которые могли бы научить этому. Под «хорошим» я понимаю честного, принципиального, ответственного, терпимого к инакомыслию, добропорядочного и разумного человека.

Мы старательно изучаем законы физики, ставим химические опыты, решаем задачи по алгебре, вычисляем геометрические фигуры, «проходим» литературные произведения и географические положения различных стран. С точки зрения нашего образования — всё это очень важно и должно нам пригодиться в дальнейшей жизни.
Поэтому в течение долгих 11 лет школьного обучения (потом нас ждёт ещё 5 лет высшего образования) нам усиленно вдалбливают в голову всевозможные знания, которые по убеждению учителей нам знать просто необходимо.

Допустим, что это действительно так. Но почему, нет такого предмета, как культура поведения человека в обществе, нравственные устои и моральные принципы, этическое воспитание, наконец?
Со всех трибун нам вещают, что нация деградирует и вырождается, растёт преступность, страна спивается и колется, отказные дети, колоссальная сексуальная распущенность, браки распадаются на раз и т.д. Можно перечислять очень долго, что у нас плохо. Но от этого пустого перечисления ничего же не изменится.

Конечно, можно пойти по самому простому пути — ужесточить наказания за уголовные преступления и административные правонарушения. А меньше зла всё равно не станет.

Парадокс в том, что общество не знает, кто же должен заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Родители кивают на школу, школа на родителей. Все приводят весомые аргументы, почему они не могут этим заниматься. А положение тем временем продолжает ухудшаться. Мы мчимся к пропасти на большой скорости.

Нет государственной программы финансирования культуры воспитания детей, подростков и молодёжи. Нет вузов для подготовки учителей нравственности. Сколько можно говорить, что без культуры нет будущего у страны. Бесполезно.

Так на хрена нам такая «образованность», если мы никого не уважаем? Даже себя!
Как противостоять неокрепшим молодым душам против мощного шквала мерзости, пошлости, насилия и жестокости, рвущихся к нам с экранов ТВ, глянцевых журналов и бескрайних просторов Интернета?

Если сосуд пустой — его можно заполнить чем угодно и чаще всего его заполняют зловонной жижей хамства, варварства, беспредельной наглости и бессердечия. Противостоять этому натиску фактически некому и нечем! Ни цензуры, ни культуры.

Церковь ещё как-то пытается взывать к совести людей, к их душе, через любовь к Богу. Но этого ничтожно мало для изменения сознания. Время упущено, и поколение уже ни во что не верит. Да и церковь — это ведь срез общества, а если общество больно, то и церковь далеко не здорова.

Поднимать культуру нужно начинать с самой школы. С первого класса. Хотя вопрос стоит остро уже в дошкольном образовании. Но это отдельная тема.

Необходимо ввести обязательный предмет в школьную программу, может быть даже отказавшись от какого-то другого предмета, чтобы не увеличивать и без того колоссальную физическую и умственную нагрузку на школьников. Пусть он называется как угодно: «Этика», «Нравственность» или «Моральные устои и принципы гражданина», не это главное.

Главное — это люди, которые будут преподавать этот непростой, но жизненно важный предмет. Они должны быть примером для подражания, истинными Учителями, своими реальными делами и активной жизненной позицией показывающие, как нужно себя вести и поступать, исповедуя тот образ мышления, который они преподают.

Дело осталось за малым — провести давно назревшую Реформу в образовании. Решительно и честно отказаться от балласта ненужных знаний в пользу нравственного и духовного (не путать с религиозным) образования. Начать отбирать и готовить подходящих людей для этого жизненно важного дела.

В идеале — государство должно быть кровно заинтересовано в воспитании и всемерной поддержке сильного, ответственного и здравомыслящего поколения. Ведь, чем выше уровень сознания и мышления граждан — тем сильнее и стабильнее государство. Тем ниже уровень преступности и социальных потрясений в обществе. Но и государство, в свою очередь, обязано взять на себя жёсткие обязательства и ответственность  перед своими гражданами. Выгода должна быть обоюдной. Иначе, любые действия власти рассматриваются как жалкий фарс, работа ради работы, без нужного результата.

Вопрос только в том, кто и как будет обучать этих людей? И будет ли соответствовать учение этих учителей их реальной жизни? Так ли они живут — как учат?
Вот это — вопрос из вопросов…

Почитайте ещё:

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>